Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.
Сознательная и бессознательная психика – это метафорическое обозначение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие мозга или то, что мы называем сознательной психикой, отвечает за язык, логику и т. д. Правое полушарие мозга не имеет присущего ему языка в лингвистическом смысле. Его функции это использование сигналов, приходящих от органов чувств, например зрительные образы, и оно оказывает значительное влияние на поведение человека. Метафорически мы называем его бессознательной частью психики. Известно , что примерно до 10 – 12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития информация должна быть передана с помощью ярких образов, метафор, сказок.
Как написать терапевтическую сказку?
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания.
1.Сказка должна быть в чем – то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2.Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя ее сквозь фильтры своих проблем, ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора.
3.Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
а) Жили – были Статус – кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами).
Психологи рекомендуют для детей 3 -4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев, солдатов и пр.
б) И вдруг однажды Герой сталкивается с какой – то проблемой, конфликтом дискомфортом, вызовом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка.
в) Из – за этого… Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
г) Кульминация Герои сказки справляются с трудностями
д) РазвязкаРезультат действий героев сказки: герой, совершивший плохой поступок, наказан; герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
е) Мораль сей сказки такова Герои сказки извлекают уроки из своих действий.
Полезная Боюська
В одном деревянном доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было и сытно.
Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.
Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бестолку до самого утра.
Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:
- Ты почему плачешь?
- Спать хочу, - отвечает мышонок.
- Так почему не спишь? - удивился пес.
- Не могу, у меня Боюська.
- Какая такая Боюська? - не понял пес.
- Боюська-а-а-а-а, - еще сильнее заплакал мышонок.
- А что она делает?
- Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
- Вот здорово, - позавидовал пес, - мне бы твою Боюську.
- Те-бе, - перестал плакать мышонок. - Для чего она тебе?
- Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я - сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.
Мышонок задумался, может такая Боюська нужна самому. Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.
Как помочь боязливому ребенку:
1.Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив, проявите заботу. Например, какое-то время перед сном проведите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:
Как они выглядят? Чего они хотят?
В каком мире они существуют?
Для чего они пришли в наш мир?
Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?
Что произойдет, когда вы подружитесь?
Какие слова они скажут тебе перед сном?
2.Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том, кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.
3.Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотр по телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное) или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок.
Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает ему направить переживание и страх на сказочных персонажей образ Бабы-яги, Кощея и других.
Родители! Придумывайте сказки, рассказывайте их своим детям, а они Вас отблагодарят! Удачи Вам!
Информационная служба образования
17-06-2022
«Трішки літа – це те, про що йдеться увесь рік» Джон Майер ...
14-06-2022
Управління освіти Южноукраїнської міської ради повідомляє про перелік профілів (10-ті класи) у 2022/2023 навчальному році: Навчальний заклад Назва профілю Южноукраїнська гімназія № 1 Філологічний (англійс...
13-06-2022
ГО “Смарт освіта”, nus.org.ua і студія онлайн-освіти EdEra за підтримки Представництва “Фонду Фрідріха Науманна за Свободу” в Україні запускають серію безплатних вебінарів для вчителів із провідними експертами галузі...
10-06-2022
Фахівці відділу дошкільної та початкової освіти ДУ «Український інститут розвитку освіти» розробили методичні рекомендації щодо впровадження професійного стандарту керівника (директора) закладу дошкільної освіти. Документ затве...
08-06-2022
Із 1 до 15 серпня 2022 року триватиме реєстрація на сертифікацію вчителів й проходитиме в два етапи.Детальна інформація про умови проведення сертифікації за посиланням...
07-06-2022
Організація молоді ППО ВП ПАЕС запрошує усіх бажаючих та небайдужих мешканців міста взяти участь у благодійному змаганні! ...
06-06-2022
Відповідно до наказу Міністерства освіти і науки України від 15.12.2021 року № 1379 «Про затвердження Плану всеукраїнських і міжнародних організаційно-масових заходів з дітьми та учнівською молоддю на 2022 рік (за основними нап...
03-06-2022
Міністр освіти і науки Сергій Шкарлет опублікував у своєму телеграм-каналі зворушливе відео, як змінилося життя освітян, студентів, учнів, маленьких дітей від початку повномасштабного військового вторгнення рф. ...
01-06-2022
З метою залучення учнів до рухової активності та популяризації здорового способу життя з 16 травня по 28 травня учні шкіл міста №1 ім. Захисників Вітчизни, № 3, № 4 та гімназії взяли участь у онлайн-марафоні «Рух – це здорово!»...
01-06-2022
Підсумки Всеукраїнського відкритого літературно-музичного фестивалю вшанування воїнів «Розстріляна молодість», присвяченого Дню Героїв Небесної Сотні: вшануємо подвиг воїнів, мужності та героїзму! ...
01-06-2022
До Міжнародного дня захисту дітей за підтримки МОН стартував флешмоб «Розширюємо коло друзів» для об’єднання маленьких українців у межах проєкту «Підтримай дитину».Інформація про участь у заході за посиланням...
30-05-2022
30 травня 2022 р. відбувся черговий Всеукраїнський онлайн-урок з фізичної культури в рамках проєкту «Переможемо разом». Урок провели вчитель фізичної культури Южноукраїнської загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів № 1 ім. Захис...