Уважаемые родители!
Воспитывайте своих детей сказкой!
Сказки, истории, притчи, метафоры. Все это нам знакомо с детства. С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. В последнее время психологи и педагоги все чаще используют терапевтические сказки – метафоры, для решения психологических проблем детей. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.
Сознательная и бессознательная психика – это метафорическое обозначение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие мозга или то, что мы называем сознательной психикой, отвечает за язык, логику и т. д. Правое полушарие мозга не имеет присущего ему языка в лингвистическом смысле. Его функции это использование сигналов, приходящих от органов чувств, например зрительные образы, и оно оказывает значительное влияние на поведение человека. Метафорически мы называем его бессознательной частью психики. Известно , что примерно до 10 – 12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития информация должна быть передана с помощью ярких образов, метафор, сказок.
Как написать терапевтическую сказку?
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания.
1.Сказка должна быть в чем – то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2.Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя ее сквозь фильтры своих проблем, ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора.
3.Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
а) Жили – были Статус – кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами).
Психологи рекомендуют для детей 3 -4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев, солдатов и пр.
б) И вдруг однажды Герой сталкивается с какой – то проблемой, конфликтом дискомфортом, вызовом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка.
в) Из – за этого… Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
г) Кульминация Герои сказки справляются с трудностями
д) РазвязкаРезультат действий героев сказки: герой, совершивший плохой поступок, наказан; герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
е) Мораль сей сказки такова Герои сказки извлекают уроки из своих действий.
Виконавчий комітет Южноукраїнської міської ради
Департамент освіти і науки Миколаївської облдержадміністарції
Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
Міністерство освіти і науки україни
Український Центр Оцінювання Якості Освіти
Управління Державної служби якості освіти у Миколаївській області