Уважаемые родители!
Воспитывайте своих детей сказкой!
Сказки, истории, притчи, метафоры. Все это нам знакомо с детства. С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. В последнее время психологи и педагоги все чаще используют терапевтические сказки – метафоры, для решения психологических проблем детей. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.
Сознательная и бессознательная психика – это метафорическое обозначение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие мозга или то, что мы называем сознательной психикой, отвечает за язык, логику и т. д. Правое полушарие мозга не имеет присущего ему языка в лингвистическом смысле. Его функции это использование сигналов, приходящих от органов чувств, например зрительные образы, и оно оказывает значительное влияние на поведение человека. Метафорически мы называем его бессознательной частью психики. Известно , что примерно до 10 – 12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития информация должна быть передана с помощью ярких образов, метафор, сказок.
Как написать терапевтическую сказку?
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания.
1.Сказка должна быть в чем – то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2.Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя ее сквозь фильтры своих проблем, ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора.
3.Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
а) Жили – были Статус – кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами).
Психологи рекомендуют для детей 3 -4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев, солдатов и пр.
б) И вдруг однажды Герой сталкивается с какой – то проблемой, конфликтом дискомфортом, вызовом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка.
в) Из – за этого… Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
г) Кульминация Герои сказки справляются с трудностями
д) РазвязкаРезультат действий героев сказки: герой, совершивший плохой поступок, наказан; герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
е) Мораль сей сказки такова Герои сказки извлекают уроки из своих действий.
Полезная Боюська
В одном деревянном доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было и сытно.
Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.
Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бестолку до самого утра.
Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:
- Ты почему плачешь?
- Спать хочу, - отвечает мышонок.
- Так почему не спишь? - удивился пес.
- Не могу, у меня Боюська.
- Какая такая Боюська? - не понял пес.
- Боюська-а-а-а-а, - еще сильнее заплакал мышонок.
- А что она делает?
- Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
- Вот здорово, - позавидовал пес, - мне бы твою Боюську.
- Те-бе, - перестал плакать мышонок. - Для чего она тебе?
- Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я - сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.
Мышонок задумался, может такая Боюська нужна самому. Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.
Как помочь боязливому ребенку:
1.Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив, проявите заботу. Например, какое-то время перед сном проведите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:
Как они выглядят? Чего они хотят?
В каком мире они существуют?
Для чего они пришли в наш мир?
Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?
Что произойдет, когда вы подружитесь?
Какие слова они скажут тебе перед сном?
2.Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том, кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.
3.Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотр по телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное) или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок.
Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает ему направить переживание и страх на сказочных персонажей образ Бабы-яги, Кощея и других.
Родители! Придумывайте сказки, рассказывайте их своим детям, а они Вас отблагодарят! Удачи Вам!
Информационная служба образования
Виконавчий комітет Южноукраїнської міської ради
Департамент освіти і науки Миколаївської облдержадміністарції
Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
Міністерство освіти і науки україни
Український Центр Оцінювання Якості Освіти
Управління Державної служби якості освіти у Миколаївській області